Давайте вспомним русскую национальную пословицу, которая прекрасно иллюстрирует отношение Заказчика сайта к проекту в целом и к процессу выбора конкретного разработчика.
Русский человек не только долго запрягает, но обычно никуда и не едет...
Это следует понимать очень просто. Если компания объявила конкурс на разработку корпоративного сайта и обратилась к веб-студиям за коммерческим предложениями, то это еще совсем не значит, что она обязуется выбрать какое-либо из них и подписать соответствующий контракт. Это лишь обозначает интерес компании к вариантам возможного сотрудничества. Именно "обозначает интерес". То есть, даже самого интереса к конкретному проекту у Заказчика может совсем и не быть, а его неожиданная активность является сезонным обострением любознательности руководства или отдельных специалистов компании. И это вполне нормально.
Разумеется, право определения наиболее подходящего варианта сотрудничества у Заказчика никто не оспаривает. Каким бы разумным или предвзятым не было решение Заказчика, объявившего конкурс на разработку сайта, это решение будет его персональным решением. Однако если компания заботится о своей деловой репутации, то кроме аккуратной формулировки первоначального запроса на коммерческое предложение по разработке сайта, ей следует соблюсти еще два правила делового этикета.
1. Правило предварительного извещения
Чем крупнее заинтересованная в создании сайта компания, тем более длительным будет процесс сбора информации, переговоров, размышлений, согласований, ожиданий советов и "не возражений" различных важных персон и главных специалистов... И это нормально. Но чем больше людей задействуется в проекте, тем меньшую ответственность чувствует каждый из них. Ответственность, прежде всего, за имидж своей компании. Поэтому когда менеджер по рекламе занимается "добычей" коммерческих предложений, тот сотрудник (секретарь, зам.начальника, начальник отдела), на чей стол попадают документы, чаще всего даже не допускает мысли о рациональности предварительного извещения разработчика сайта:
Ваше предложение получено и будет рассмотрено
руководством компании в ближайшее время.
Мы известим Вас о результатах рассмотрения.
В результате у Ваших партнеров обязательно складывается неблагоприятное отношение к компании - это ощущение вынужденного общения с типовой бюрократической конторой, где документы куда-то уходят, откладываются, мусолятся, теряются, и всегда нужно заниматься назойливым постоянным дознанием, кто из сотрудников и когда видел эти документы в последний раз.
2. Правило корректного отказа
Получив несколько предложений по разработке корпоративного сайта (предположим пять), Заказчик в лучшем случае выберет один вариант из предложенных. Поэтому остальные четыре варианта, а то и все пять, должны быть отвергнуты. Отвергнуты не гробовым молчанием, которое провоцирует воспоминания о бюрократических привычках и необходимости донимания каких-то (обычно ничего не знающих) сотрудников по телефону, а коротким корректным извещением об отказе от сотрудничества :
Благодарим Вас за внимание к интересам нашей
компании. После рассмотрения Вашего коммерческого
предложения и предложений других разработчиков
сайтов, мы приняли решение о сотрудничесвте с
другой студией веб-дизайна.
или (если отвергнуты все предложенные варианты):
Благодарим Вас за предоставленные документы.
Однако после рассмотрения поступивших
коммерческих предложений мы приняли решение
о нецелесообразности нашего сотрудничества.
При этом в формулировке отказа нельзя использовать оскорбительные смысловые фразы:
Мы приняли решение о невозможности сотрудничества
так как нас не устраивает качество ваших работ.
(- А зачем же тогда обращались за подготовкой
коммерческого предложением!?!)
Не менее глупо, получив коммерческое предложение в начале года, не сообщив ничего в ответ, в конце года (обычно за пару-тройку дней до Нового Года) вдруг порадовать разработчика сайта, что начальство наконец одобрило предлагаемый вариант сотрудничества с ранее указанными сроками и ценами...
Деловой этикет - это обязательный атрибут имиджа серьезной компании, заинтересованной в собственном стратегическом развитии. |