Эксперименты над собственным бизнесом стоят слишком дорого. Поэтому принято считать, что решениями в области информационных технологий (ИТ) должны заниматься именно "айтишники", а не топ-менеджеры и владельцы бизнеса. Действительно, руководитель не должен отвлекаться на решение неключевых задач бизнеса, но как поступать, если IТ-вопросы все чаще задевают деятельность всей компании? Какую стратегию выбрать: игнорировать проблему и выжидать, передавать на аутсорсинг и попадать во внешнюю зависимость, культивировать навыки штатных специалистов или повышать собственную компетенцию? На этот вопрос не существует единого ответа. Каждый предприниматель решает вопрос самостоятельно. Но мало правильно ответить на вопрос – нужно не ошибиться в подборе IТ-решения.
Попробуем сопоставить ключевые вопросы бизнеса современным наиболее популярным ИТ-решениям.
1) Оценка перспективности бизнеса Прежде чем инвестировать в новый бизнес или открывать новое направление, следует оценить степень конкурентоспособности, наиболее значимые риски, общую устойчивость бизнеса, необходимый объем заимствований и стартовых инвестиций. Если отбросить политические перспективы передела рынка, родственные связи и словесные уверения партнеров, то уже здесь деловая интуиция уступает первенство точным расчетам. В данном вопросе из программных продуктов для бизнесмена будет наиболее полезной программа Project Expert.
2) Планирование и упорядочение деятельности В разное время требуется различное количество самых разнообразных ресурсов: оборудование, персонал, материалы. Успешный менеджер должен уметь выявлять проблему неожиданной нехватки ресурсов заранее - еще до ее возникновения. Графики распределения работ и ресурсов Project Expert помогут предотвратить большую часть конфликтных ситуаций, связанных с распределением ресурсов. Если же в компании или учреждении ощущается общая неэффективность бизнес-процессов, простои и непродуктивные задержки, то организационные схемы анализируются и пересматриваются в решениях Business Studio.
3) Обеспечение деловых коммуникаций В настоящее время деловой этикет подразумевает не только культуру общения и точность исполнения обязательств. Он включает в себя аккуратность в оформлении электронных документов, умение работать с шаблонами, версиями и корректировками документов в стандартных форматах Microsoft Office, возможность аудио- и видеосвязи с клиентами по технологии Skype, официальную деловую переписку по электронной почте, одновременную совместную работу сотрудников с документами в сети Интернет и схемы обслуживания клиентов на Интернет-сайтах.
4) Финансовые обязательства и расчеты Выполнение финансовых обязательств перед партнерами, грамотное исчисление налогов, своевременное и точное начисление зарплаты, соблюдение приоритета платежей немыслимы без использования бухгалтерских программ. Но с учетом развитости сервиса поддержки большинство компаний выбирают решения на базе продуктов 1С. Неоценимую услугу в правовой поддержке бизнеса и обоснования вычетов могут оказать информационно-справочные системы класса Консультант+
5) Имиджевая привлекательность бизнеса Узнаваемость символики компании, запоминающийся фирменный стиль, внешний вид упаковки, деловая документация и рекламные материалы задают тон общей лояльности и формируют стартовые ощущения у клиентов. Не менее важной задачей, чем привлечение клиентов, будет акцентированная работа с постоянными клиентами: персональные поздравления, приглашения на акции, различные конкурсы. Среди множества решений в сфере дизайна особое место занимают по праву продукты Adobe Photoshop и Corel Draw.
6) Способность выхода компании на новые рынки Активная конкуренция и лоббирующее влияние крупных игроков приводит к постоянному вытеснению с рынка менее агрессивных форм бизнеса. Когда «становится тесно», грамотный бизнесмен не спешит с переносом производства и торговых площадей в более спокойное и тихое место – он рассматривает возможность выхода на более широкий рынок обслуживания удаленных клиентов и развития сети собственных представительств в других регионах. В этом случае головная компания станет логистическим и координационным центром всего бизнеса. Однако, полагаться на типовые IТ-решения в данном вопросе не следует – их место занимают индивидуальные разработки, учитывающие организационную специфику и нужды конкретной компании. Такими индивидуальными решениями могут быть: Интернет-магазины, Интернет-аукционы, сервисы работы с клиентами CRM и партнерами PRM.
Главный совет бизнесмену - Избегайте передачи решений по знаковым для развития бизнеса вопросам своим коллегам. Ведь сотрудники будут организовывать деятельность, как удобно им. Они не станут ввязываться в решение конфликтных вопросов, бюрократических проволочек, а будут применять лишь привычные инструменты и технологии для решения привычных задач. В результате инвестиции в сферу IТ окажутся недостаточно эффективными. Значительно полезнее инвестировать в поддержание квалификации специалистов и собственную компетенцию руководителя.
Среди ориентированных на практическое решение задач бизнеса учебных учреждений следует выделить факультет информационных технологий ИПК-РМЦПК (http://dit.perm.ru), который предлагает целый спектр специализированных учебных программ, полезных как для узких специалистов, так и для развития общих IТ-компетенций руководителей.
Вопросы представительства бизнеса в сети Интернет и развития сервисов обслуживания территориально удаленных клиентов следует обсуждать сразу со специализированными студиями.
Резюмируя сказанное:
Нельзя слепо инвестировать в сферу информационных технологий, опираясь исключительно на мнение своих коллег из ИТ-подразделений. Современный предприниматель должен уметь, не теряя лица постоянно повышать свою осведомленность в вопросах ИТ. Развитие бизнеса предполагает использование новых решений и индивидуальных программных разработок.
Создание Интернет-представительства не является конечной целью, ведь сайты - всего лишь инструменты реорганизации бизнес-процессов компании.
|