Отвечая на Ваш вопрос, нужно всегда достаточно четко представлять интересы и представления Заказчиков сайтов - "Чем лучше сделан сайт, тем меньше хлопот и проблем с ним будет". Соответственно, идеально разработанный сайт (к которому стремиться Заказчик) - это проект не требующий последующего внимания веб-студии. То есть, чем выше мастерство веб-разработчика, тем меньшему количеству его клиентом требуются услуги сервисного обслуживания.
Если же веб-студия только начинает свою деятельность, то ее клиенты постоянно требуют внимания и донимают службу поддержки обращениями, подавляющее большинство которых является следствием неаккуратности или недостатка опыта. Эти обращения и заявки нельзя проигнорировать - приходится исправлять, дорабатывать код, верстать шаблоны, писать инструкции, предоставлять разъяснения.
Это отвлекает от основной работы, но каких-либо денег студии не приносит. Большинство клиентов считают, что это "сразу должно было быть сделано" и отдельно доплачивать будут с большим скрипом. Другие клиенты, убедившись в наличии на сайте неудобств и прочих "напрягающих моментов" будут требовать их устранения, что само по себе может оказаться крайне трудоемким. В результате студия будет вынуждена работать над внутренним качеством своих программных продуктов, сайтов, интернет-магазинов и главное - над CMS.
Следует понимать, что любой здравомыслящий Заказчик захочет заплатить за возню с сайтом именно своему штатному сотруднику, а вовсе не веб-студии. Ведь он считает, что появление грамотно разработанного сайта автоматически делает его доступным для управления любым сотрудником (причем крайне желательно, низкой квалификации - ему можно платить куда скромнее). В результате действия таких сотрудников сайт либо выходит из строя либо "загаживается" несусветными и несоразмерными материалами публикаций.
Разумеется, обращение к разработчику в процессе эксплуатации сайта будет обязательно. Но большинство таких обращений носят разовый характер - владелей сайта согласен заплатить за "вот это" конкретное проблемное действие, которое никак не получается сделать у его сотрудника. Сервис послегарантийной поддержки сайтов, требующий постоянной доплаты, большинство Заказчиков вообще не интересует.
Лишь очень незначительная доля компаний, для которых была выполнена разработка сайтов, ощущая кадровые проблемы либо явную нехватку времени, передают обслуживание (в том числе информационное наполнение и поддержку) сайта на аутсорсинг. Но заработать на поддержке именно уникальных сайтов "эконом класса" у веб-студии не получиться ни в каком случае - поэтому ее деятельность заточена на разработку и продвижение сайтов.
Поэтому более 90% владельцев сайтов обращаются в службу поддержки РАЗОВО и не предполагают заключение договора сервисной поддержки их сайта. Поэтому если в Вашей студии из 25 проектов на поддержке находятся 2 сайта - это естественный лимит.
Благодарим за внимание к студии "Жанр".
Владимир Кошин Координатор проектов и консультант студии веб-дизайна "Жанр"
|