Из практики взаимодействия с дипломниками различных специальностей можно сделать вывод, что большинство курсовых и дипломных работ студентов начинаются именно как неуправляемое творческое метание автора, а также бездумное копирование и заимствование чужих материалов. Таково современное представление студента о выпускной квалификационной работе, в которой за обилием неких цитат часто растворяется не только деятельность автора, но и теряется здравый смысл проекта.
Тем не менее, наличие научного руководителя дает надежду, что дипломный проект в конце концов будет осмыслен, материал будет упорядочен, а смысл выполненной работы - ощущаем. Это нормальная ситуация, требующая корректного отношения к сути работы.
Специалисты студии веб-дизайна «Жанр» ежегодно координируют десятки учебных проектов в сфере разработки Интернет-сайтов, различных прикладных и системных программ, локальных и удаленных баз данных, а также технических сервисов и проектов программной документации. Поэтому мы достаточно хорошо представляем ожидания научных руководителей вне зависимости от специализации проекта.
При написании вводной части диплома следует учесть рекомендации
Разумный объем введения: 2-3 страницы текста.
Рекомендуемая схема изложения состоит из трех смысловых частей.
Часть 1. Вступление
- Начинается нейтральным бесспорным утверждением. - Нейтральная позиция и тональность высказываний. - Отсутствие субъективных оценок автора. - Привязка к исторически сложившейся позиции общества. - Приветствуются использование деепричастных оборотов.
Примерный формат высказываний:
Традиционно считалось, что ... определяет возможность ...
Разумеется, это утверждение в полной мере относится...
Происходящие в последнее время изменения... затрагивают...
В современном обществе деятельность ... немыслима без ....
Деятельность .... не обходится без ....
Часть 2. Акцент важности - Переключение внимания на ключевые общие вопросы. - Значительный уровень связности высказываний. - Выделение практической составляющей суждения. - Обобщенная оценка эффективности традиционных действий. - Выделение дополнительных аспектов (в форме "кроме того...") - Существенные особенности традиционной ситуации.
Примерный формат высказываний:
К наиболее важным факторам .... следует отнести ....
В связи с этим .... возрастает роль ....
Как правило, .... требуют решения .... задач.
Поэтому эффективная деятельность связана с ...
Важно не только ..., но и уметь организовать ....
Часть 3. Обоснование перспективы - Переключение внимания к некой перспективе.
- Передача ощущения возможности качественного улучшения.
- Интуитивная общая полезность задуманного.
- Направление улучшения ситуации.
- Заключительная смысловая часть.
Примерный формат высказываний:
- Поэтому наибольшего внимания заслуживает ...
- Для повышения конкурентоспособности компании следует ...
- Следует обратить особое внимание именно на ... - … заслуживает особенного внимания со стороны ... - ... позволит снизить ограничения ...
- Перспектива проекта ... определяется ...
- В представленной работе .... изложены ...
Соответственно, каждая смысловая часть представлена парой абзацев и выполняет роль ступеньки, задающей направление мысленного восприятия темы диплома. Логическая связка высказываний должна опираться на очевидные и не вызывающие внутреннего противоречия тезисы, каждый из которых должен быть интуитивно понятен. Может показаться странным, но именно введение определяет стиль дипломной работы и наиболее охотно изучается рецензентами.
Прежде чем писать вводную часть диплома необходимо убедиться, что выбранная дипломником тема квалификационной работы сформулирована корректно и утверждена научным руководителем.
Благодарим за внимание к студии "Жанр".
Владимир Кошин Координатор проектов и консультант студии веб-дизайна "Жанр"
|